ИТОГИ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ “ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА”, 1-12 МАЯ, 2002

Проходившая на живописном берегу Волги летняя школа по гендерно-чувствительной социальной работе собрала более 40 участников из различных регионов России (Самара, Саратов, Волгоград, Краснодар, Сыктывкар, Архангельск, Мурманск, Иваново, Москва, Рязань, Барнаул, Ижевск, Екатеринбург), Литвы, Швеции, США. Целью школы было обсуждение вопросов гендерного равноправия применительно к теории и практике социальной работы. Мероприятие проводилось Центром социальной политики и гендерных исследований кафедры социальной антропологии и социальной работы, Институтом бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета при поддержке Женской Сетевой Программы Института “Открытое Общество” и международного образовательного проекта ТЕМПУС/Тасис.

Лекции, мастерские, семинары, презентации, тренинги, круглые столы, игры, просмотр фильмов с обсуждением – все эти формы обучения вызвали живой интерес участников. Богатая палитра школы включила такие тематические блоки, как гендерные аспекты социальной политики, теоретические подходы в гендерной экономике, антропологические основы гендерного неравенства, вопросы гендера в образовании, методы гендерных исследований в социальной работе, социальная работа в кризисных центрах для женщин и мужчин. Зарубежная перспектива была представлена выступлениями преподавателей Гетеборгского университета (Швеция) Барбру Линнеер-Аксельссон и Инг-Мари Юханссон о семье и сексуальности, принципе активизации в социальной работе, выступлении аспиранта того же университета Андре Родина о традициях приданного в Индии, а также лекцией Джойс Рид из Университета Южной Каролины (США) об истории и современном состоянии проблемы жестокого обращения с детьми.

Атмосфера партнерства, взаимообучения, инновационные формы проведения учебных занятий, знакомство с новыми методами преподавания, межрегиональный обмен – достоинства этой летней школы и авторский почерк саратовцев. Обратная связь от слушателей школы доказала высокий уровень проведения школы.

Ни теплое майское солнце, ни красоты великой реки Волги не могли отвлечь слушателей от активных занятий. Мотивация к обучению была столь высока, что даже насыщенные учебными и неформальными мероприятиями вечера характеризовались стопроцентным участием, как и культурная программа – шутливая маевка, банкет с элементами этнографии, посещение аквапарка. Большой интерес вызвали презентации тренингов Саратовского Кризисного центра для женщин, тренинг “Гендерные стереотипы”.

Саратовская школа “Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика” стала вестником появления гендерного подхода в прикладных дисциплинах, использования гендерной методологии в повседневной практике социальной работы. С полным правом можно заключить, что школа продемонстрировала возможности развития гендерной чувствительности в социальной работе XXI века как одной из составляющих ее профессионализации.

Социальная работа в Саратове – непременно гендерная

Отдых и учеба 

Пансионат “Волжские дали” в г. Саратове – это берег широкой реки, это полноценный отдых, это экологически чистый уголок, это подкрепляющее питание, это развлекательный аквапарк, наконец. По мнению многих - не место для интенсивной интеллектуальной деятельности. Однако участники летней школы, случившейся в праздничные майские дни, опровергли этот взгляд абсолютной вовлеченностью в процесс анализа “удачного брака гендера с социальной работой”. Возможно, марксизму и трудно вступить в союз с феминизмом, но сочетание гендерной чувствительности и социальной работы вполне оправдано. Этот девиз отражал ценности съехавшихся делегатов и делегаток – преподавателей и практиков социальной работы из многих российских регионов (Самары, Саратова, Волгограда, Краснодара, Сыктывкара, Архангельска, Мурманска, Иванова, Москвы, Рязани, Барнаула, Ижевска, Екатеринбурга). Большой вклад в копилку школы внесли и представители зарубежья – Литвы, Швеции, США.

Духовное сближение участников, организаторов и лекторов школы началось с красного дня календаря – 1 мая. Праздничная маевка прошествовала перед импровизированной трибуной. Само собой разумеется, что в сердцевине слоганов и речевок были гендер, мир, социальная работа, и конечно, май.

- “Гендер, социум, работа,

Привлекай мужчин в заботу!” – скандировали одни участники,

- “Обостряй свои чувства и тогда ты почувствуешь… гендер” - призывали другие,

- “Даешь зарплату социальным работникам путевками в Объединенные Арабские Эмираты!” – требовали третьи.

Администрация кафедры-организатора, коллеги из Министерства, представители Института Открытое Общество, произнесшие чуть ранее слова в честь открытия школы, тепло приветствовали собравшихся и эмпатийно кричали “Ура!”

Если серьезно, то первомайский задор очень пригодился на полных новой информации, учебных занятиях школы. С первых же дней школы слушатели погрузились в проблемное поле гендерных аспектов социальной работы и социальной политики, смогли осмыслить гендерные механизмы распределения ресурсов в социальном государстве, обратить внимание на возможности радикального направления в социальной работе, которое на Западе отождествляется с феминистской социальной работой. Эти ключевые вопросы обсуждались Еленой Ярской-Смирновой, заведующей кафедрой социальной антропологии и социальной работы СГТУ, что и послужило постановкой первой учебной задачи в работе летней школы.

Материал о теоретических подходах в гендерной экономике был предоставлен Еленой Мезенцевой (Высшая Школа Экономики, Москва). Лекция стала исключительной возможностью отследить то, как в современных экономических теориях объясняются причины, а также проявления социального неравенства в частной и публичной сферах.

Барбру Линеер-Аксельсон (Гетеборгский университет, Швеция) затронула взволновавшие слушателей темы любви и гендерных отношений, сексуального здоровья и взаимопонимания полов, а также роль социального работника в сексуальном образовании. Опираясь на исследования и опыт работы Президентом Европейской ассоциации планируемого родительства, госпожа Линнеер-Аксельсон акцентировала важность сексуального просвещения и формирования сети служб психосоциальной поддержки молодежи. Другая область гендерных исследований – взаимосвязь вопросов пола и этничности – была затронута в лекции госпожи Инг-Мари Юханссон (Гетеборгский университет, Швеция) на примере оценки эффективности проекта для женщин-эмигранток в Швеции. Результаты кейс-стади продемонстрировали, что эффективность подобных проектов высока, когда социальная работа основана на принципах активизации и эмпаурмента.

Вечерами летняя школа не прекращала свою работу, движимая одним из своих главных принципов – взаимообучением. Большой интерес ощущался к опыту практической деятельности и результатам исследований участников, и вечерние презентации собирали слушателей различных регионов в уютных холлах пансионата. Здесь состоялись просмотр видеофильма о вильнюсском Кризисном Центре, авторская презентация монографии “История социальной работы” Константином Кузьминым, представление Любовью Штылевой иллюстрированных учебных материалов по гендерной педагогике и другие формы самовыражения и обмена опытом. Тематические встречи, просмотр и обсуждение учебных видеофильмов также собирали слушателей летней школы, уставших после лекций, но немного отдохнувших в аквапарке, и всегда стремившихся не пропустить ни минуты ценного общения.

Школьные занятия продолжались, и темы выступлений затрагивали разнообразные аспекты гендерных отношений и социальных проблем. Социально-антропологическая мозаика проявлений гендерного неравенства в различных сферах социального звучала в сообщении Дмитрия Михеля (СГУ). Этнографическая иллюстрация традиции приданого за невесту в Индии была предложена Андре Родином (Гетеборгский университет, Швеция). Марина Елютина (СГТУ) обрисовала образы пожилых в культуре, отметила роль социальной работы в преодолении стереотипов о старости и эйджизма. Джойс Рид (Университет Южной Каролины, США) обратила внимание участников на историю и современное состояние проблемы жестокого обращения с детьми как всеобщей и чрезвычайно важной проблемы. На примере законодательного опыта США она продемонстрировала возможности и дилеммы социальной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению и эксплуатации.

Экватор школы был отмечен дебатами о гендерном подходе в образовании. Авторскими идеями и разработками в области гендерного образования в дошкольных и школьных учреждениях, во многом уже широко известными к данному моменту, поделилась Любовь Штылева (Кольский региональный центр дополнительного образования, Мурманск). Ольга Шнырова (Ивановский государственный университет, Иваново) рассказала об институциализации гендерной педагогики в странах постсоветсткого пространства. Совместное обсуждение затронуло вопросы о роли преподавания гендерных курсов и гендерного воспитания в ликвидации гендерных стереотипов. Тема гендерных стереотипов стала фокусом авторского семинара-тренинга Елены Юрковой (Педагогический институт, Санкт-Петербург), который позволил многим лично пережить опыт нахождения в самих себе давно и глубоко закрепленных стереотипных представлениях о мужском и женском.

Невозможно забыть об экскурсии по городу, без которой пансионат “Волжские Дали” - это нерепрезентативный кусочек саратовской земли. Художественный музей имени Радищева, старинные купеческие дома, памятники Столыпину и Чернышевскому, Консерватория, парк Липки, Музейная площадь, и конечно, набережная Космонавтов – на кадрах фотопленки гостей в память о старом Саратове.

Игра Ба-Фа Ба-Фа, которую провели представители кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ, превратила летную школу в объект антропологического изучения и разделила участников на два племени, живущих по совершенно различным законам. Взаимодействие двух культур – одной, с ее патриархальностью и ласковостью и второй, с ее деловой хваткой и рациональностью – оживило ощущение узнавания и понимания Другого, Иного, Разного.

День проекта был сфокусирован на презентации и обсуждении предварительных результатов проекта саратовского коллектива “Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне”. Предваряющей методологической интервенцией стала лекция Павла Романова (СГТУ) о возможностях применения количественных и качественных методов для гендерного анализа социальной политики и социального обслуживания. По его мнению, методы оценки эффективности все более проникают в исследовательские стратегии, применяемые в социальной работе, среди них этнографические кейс-стади, включающие наблюдение, интервью и анализ документов. Исследовательский коллектив кафедры социальная антропология и социальная работа СГТУ продемонстрировал несколько возможных способов гендерной экспертизы региональной социальной политики и социального обслуживания, а также результаты анализа газетных репрезентаций гендерных проблем.

Знание зарубежных типологий социальной политики и их феминистской критики разделила с участниками Ольга Бойко (СГТУ), обсудившая также и британский фильм “Божья коровка. Божья коровка” о дилеммах интервенции современных социальных служб в судьбу одинокой матери. Елена Трофимова (МГУ и журнал “Преображение”, Москва), остановившись на терминологических вопросах в гендерных исследованиях, призвала к осторожности в использовании научных и псевдонаучных терминов.

Приближаясь к завершению, летняя школа встретила последний мощный натиск гендерно-чувствительной социальной практики – широкий обзор социальной работы в кризисных центрах. Это цикл активизировал личностные ресурсы слушателей благодаря презентациям тренингов Саратовского кризисного центра для женщин: по предотвращению незаконного вывоза женщин и девушек за рубеж, для волонтеров Кризисных центров, для групп самопомощи женщин, подвергшихся домашнему насилию. Интенсивный обмен мнениями шел между представителями Кризисных центров Архангельска (Ольга Ляпунова), Саратова (Ирина Халдеева) и других Кризисных центров России, в том числе Кризисного центра для мужчин города Барнаула. Кроме того, был проведен круглый стол с участием представителей региональной власти по межведомственному взаимодействию в деле предотвращения насилия в семье.

Презентации учебно-методических мастер-классов участников проекта завершили учебную программу летней школы. Слушатели вновь продемонстрировали гендерную эрудицию, преподавательский талант, новое прочтение мыслей и идей, стимулированное в результате участия в летней школе “Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика”.

Праздничная Церемония закрытия школы включала торжественное вручение сертификатов и банкет с импровизированным фольклорным концертом. Тут и явились кубанские “Вареники”, русские протяжные и хороводные, литовские “Лельки”, вместе со шведскими “Маленькими лягушками”.

Мы убеждены, что факт состоявшейся летней школы “Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика” (Саратов, 1-12 мая 2002) позволяет сделать очевидной реальность гендерного подхода в прикладных дисциплинах, возможности использования гендерной методологии в социальной работе. С полным правом можно заключить, что школа продемонстрировала возможности развития гендерной чувствительности в социальной работе XXI века как одной из составляющих профессионализации этой новой практики.

Что же получили вы в результате участия в школе?

– спрашиваем мы, получая feedback

Составляя анкету участницы(ка) летней школы, мы помнили, что это – та самая пресловутая оценка эффективности. Лучший вариант амортизации мнений – шутливо-серьезная форма анкеты. Например, общее впечатление о школе мы воспринимаем как серьезную оценку, а вот соотношение полов (sex ratio) как шутливую, хотя…кто знает?..

Что получаем…

Очень хорошее общее впечатление о школе сформировалось у 90% слушателей. На таком же уровне удовлетворение условиями проживания. Для 85% участников климатические условия этого времени года, как и “погода” в отношениях между организаторами школы и слушателями имеют высшие оценки. Организация столь необходимых кофе-пауз получила одобрение у 80% слушателей. Уровень проведения учебных занятий оценен в 75% случаев как очень хороший.

Критика касается соотношения полов на школе (гендерно-чувствительной), 60% слушателей отметили неравное представительство мужчин и женщин как фактор, требующий изменения. Осторожно участники оценили культурную программу, 35% как очень хорошую, 45% как скорее хорошую, а 20% как посредственную и плохую.

Что я возьму в мой багаж …кроме

  1. Нержавеющих ложечек
  2. Практичных универсальных маек в канун лета
  3. Необычайно обостренной гендерной чувствительности
  4. А если серьезно?

Основная цель любой школы – обучение новому

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха –

“Папа, гендер – хорошо?

Или гендер – плохо?”

(Из девизов маевки)

- Новые методы проведения презентации

 

Простор для самореализации

Ты записался соцрабом?

(Из девизов маевки)

- Много идей, которые хочется реализовать

- Возможность для каждого презентовать свою работу, свои проекты

- Практика в английском

- Небольшие внутренние открытия

Обострение гендерной чувствительности

С открытым сердцем – душою чист,

Я точно знаю – я –феминист

(Из девизов маевки)

- Погружение, осознание проблем гендерно-чувствительной социальной работы, социальной политики

- Понимание специфики гендерно-чувствительной социальной работы

- Направления в читаемом курсе социальной работы

- Информация о гендерных аспектах социальной политики

 

В фокусе – социальная работа

Даешь зарплату социальным работникам

Путевками в О.А.Э.!

(Из девизов маевки)

- Пути соединения теории с практикой

Инсайты о Саратовской школе социальной работы

Гендерные дали, как долго мы вас ждали

И дождались!

(Из девизов маевки)

- Возможность поучиться у Саратовской школы в организации подобных мероприятий

- Весь период чувствовалась забота, опека оргкомитета

- Общее представление о направлениях и развитии образования по социальной работе в СГТУ, знакомство с исследованиями кафедры

- Опыт в организации больших мероприятий

 

В итоге…

“Понимание сложности и неоднозначности заявленной темы “Гендерно-чувствительная социальная работа” необходимость ее концептуальной и методологической проработки для реализации и внедрения в процесс образования и практику социальной работы”

“Незабываемые встречи с участниками школы! Каждый и каждая из них – кладезь знаний и вдохновения. Удачное сочетание теоретического и практического, верный феминистский подход к гендерной политике и прекрасное сочетание гендера с социальной работой – позволит гордо нести знамя “социального работника” и дает готовые аргументы в отстаивании гендерного подхода”

“Удовольствие от слаженной работы дружного коллектива организаторов и от незабываемой красоты Волжских просторов”

Пожелания

  1. Проводить все заседания в Аквапарке
  2. Заменить кофейные паузы обеденными перерывами
  3. Каждый вечер устраивать банкеты
  4. А если серьезно?

“КАК СТАТЬ СУПЕРОРГАНИЗАТОРОМ”

“Сохранить дружный коллектив единомышленников – преподавателей кафедры, организаторов школы. Спасибо вам за человечность, за искренность, за высокий интеллектуальный уровень работы.”

 

Возможность ксерокопирования

Чтобы темы и занятий, заявленные в программе, проводились все (Дискуссионный клуб по теме новые вопросы преподавания…)

Продумать время после ужина – нужна альтернатива

Не хватает времени для общения с лекторами

Визит в Саратов перенести в центр школы – трудно адаптироваться

Библиотеку побольше, компьютеры для подготовки презентаций

Строить кухню

Укоротить учебные дни до 16.00 – неформальные встречи и активность

Вечером – культурная программа

После обеда 2 часа отдыха

Список участников с адресами

Раздать списки участников в первые три дня

Больше времени теоретическому блоку, касающемуся гендерных исследований

Темы лекций чтобы больше соответствовали общему направлению школы

Чередовать теоретические и практические занятий в графике

Полезно узнать не только о проектах участников, но и об учебных заведениях, центрах и организациях, которые они представляют

Тексты выступлений в распечатках

Предлагать лекторам использовать больше активных методов и элементов обучения

Не прекращать поиск традиционных и альтернативных способов общения с регионами

Привлекать региональных коллег в качестве преподавателей и тренеров

Создавать совместные проекты – междисциплинарные и межрегиональные

 

САМЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛИКИ

“Все сделано на высочайшем уровне, поэтому “снимаю шляпу”. Разговоры о загруженности – лишь разговоры, и было достаточно времени на отдых. Пожелание только одно – побольше подобных школ и приглашайте нас!”

“Дорогие организаторы! Ваш стиль общения с участниками школы самый конструктивный, не чувствуешь себя чужим, не чувствуешь дистанции между преподавателем и участником-студентом. Передо мной идеал творческого, слаженного коллектива профессионалов. Пожелание – сохранить в себе все это. Спасибо!”

 

Стихи в честь организаторов:

Мы к вам приехали сюда

И рады познакомиться

Работа в группах

Школа – класс!

Надолго нам запомнятся

Мы очень многое узнали

И опыт здесь приобрели

Людей хороших повстречали

“Насилью – нет!” – сказали мы

настало время нам расстаться

И школа кончилась, увы…

Надолго в памяти останутся

Незабываемые дни

Примите нашу благодарность

Сердец услышьте добрый стук

Вы наша гордость, наша радость

Вы наш надежный, верный друг!

                                Центр социальной помощи семье и детям “Семья”

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz