Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план
Цели / ценности |
Явные функции |
Латентные функции |
Распространение грамотности / школа как институт просвещения |
Увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний |
Индустрия знаний (экономика образования) |
Глобализация культуры / школа как компонент системы массовой коммуникации |
Освоение мировой культуры, развитие дистанционного обучения |
Унификация, подавление локальной идентичности |
Приведение характера знаний в соответствие с требованиями сообщества в связи с индустриализацией, изменениями рынка труда / школа как агентство профессиональной ориентации и социальной адаптации |
Переход к новым технологиям обучения, развитие абстрактных навыков (письма, счета, чтения), компьютеризация, развитие экономического сознания |
Дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу (способностям и возможностям обучения) |
Удовлетворение потребностей в грамотной и дисциплинированной рабочей силе / школа как социокультурный проводник, посредник между семьей и обществом |
Социальное нормирование |
Социальный контроль, дисциплинирование и карание |
Достижение равенства возможностей / школа как агент социальной справедливости, гарант прав человека |
Предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов |
Социальная стратификация (проявление и воспроизводство социального неравенства) |
Достижение гендерного равенства / школа как институт эмансипации и позитивной коммуникации между полами |
Предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам |
Гендерная стратификация (проявление и воспроизводство гендерного неравенства) |
Культурная репродукция / школа как агентство социализации |
Выполнение формального “учебного плана”, включая аудиторное обучение и внеклассные мероприятия |
Реализация “скрытого учебного плана” - неформальных аспектов обучения, образования и организационной культуры школы |
Приведение знаний детей в соответствие с требованиями формальной академической системы образования |
Подготовка детей к дальнейшему обучению, освоение усложненных языковых кодов |
Культурная стандартизация способностей и навыков, реализация принципа полезности, ограничение возможностей и стигматизация меньшинств |
В-третьих, в школах и училищах на уроках труда закрепляются стереотипы женской и мужской домашней работы. Соответственные роли усваиваются будущими учителями не только в их семьях, но и в педагогических вузах. Вот характерный пример социального отношения к гендерным ролям в образовании. Газета "Поиск" №49 1997 г. сообщает о программе Иркутского государственного педагогического университета: "Основы экономики и бухгалтерского учета - эти предметы тоже входят в программу - девушки и юноши инженерно-технологического факультета осваивают вместе. Но вот все остальные предметы делятся на "мужские" и "женские". Это естественно, поскольку труд - единственный школьный предмет, где мальчики и девочки обучаются раздельно. Однако в ИГПУ парням все же не возбраняется переходить в "девичью" группу и овладевать профессией повара, а девушкам - учиться водить машину. … Особым успехом у Данил-мастеров с факультета пользуются их сокурсницы - Марьи-искусницы. И наоборот. Ведь где еще ребята могут найти девушек, в совершенстве умеющих шить и готовить! А девушки - спутника жизни, умеющего не только забить гвоздь и починить розетку, но и вручную изготовить мебель и починить автомобиль". Здесь не подвергается не малейшему сомнению, что уроки труда должны быть разделены по признаку пола, а учителя - соответствовать принципу этой дифференциации, воплощая модели гендерных ролей для своих учеников.
Содержание учебного плана. Скрытый учебный план присутствует и в содержании предметов. Американские исследователи, начиная с 1970х гг., демонстрировали наличие сексизма в учебниках и в том языке, который используется на занятиях. В результате многих лет обсуждений публиковавшихся отчетов и рекомендаций планы и содержание учебников постепенно корректировались. В России таким исследованиям
и изменениям еще предстоит состояться. Каковы же признаки гендерного неравенства, "запрятанного" в тексты учебных пособий, убранстве школьных аудиторий, языке урока? Во-первых, мужчины, в частности, белые мужчины представлены в качестве нормы, стандарта. Проведя анализ почти трех тысяч историй и рассказов, используемых в школьных учебниках, американские исследователи пришли к заключению, что соотношение числа упомянутых в них мужчин к числу женщин было три к одному. В биографиях, приводимых в учебных материалах, число мужчин превысило число женщин в шесть раз. Если мужчины преобладающие персонажи учебных текстов, школьники убеждаются в том, что доминирование мужчин - это и есть норма, общественный стандарт. Добавим, что среди школьных учителей в России, как и в США, преобладают женщины. Однако персонажи историй - не менее, а порой и более важные источники идентификации. Мужские персонажи оказываются более видимыми, активными и включенными в те сферы жизни, которые считаются весьма существенными для общества.Кроме того, все крупнейшие этические учения и теории когнитивного развития основывались на исследованиях, касающихся исключительно мужчин и особенностей мужской социализации, несмотря на то, что в это же самое время женщины социализировались в абсолютно других условиях и по иным принципам. Эти различия в способах социализации, в правилах воспитания девочек и мальчиков вели к разным моральным ориентирам, тогда как теории преподносили "мужские" ценности как универсальные, единые для всего человечества. Самыми очевидными приоритетами феминной социализации, имеющими непосредственное отношение к оформлению нравственной позиции субъекта, являются забота о других и отзывчивость, внимание к их нуждам. Для маскулинной социализации, в свою очередь, характерен акцент на справедливости в отношении других и уважение их прав.
Неудивительно, что теория, созданная на основе жизненного опыта мужчин, измеряла и оценивала женщин как менее зрелых и менее приспособленных к жизни в обществе. Тем самым, моральное развитие мужчин представлялось как норма, и любой вопрос о множественности форм человеческой нравственности просто исключался из обсуждения.
Стереотипное изображение мужчин как нормы, активных и успешных, а женщин как невидимок (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или маргинальных, пассивных и зависимых продолжает воспроизводиться в учебных материалах и специализированных источниках, применяемых в обучении на уровне среднего специального и высшего образования. Например, изложение истории по большей части построено на описании сражений и полководцев, теории семьи долгое время не замечали домашней работы женщин, учебники литературы упорно замалчивают существование женщин-писательниц в классическом и современном периодах. Доходит даже до таких курьезов: в одном из американских учебников мадам Кюри, дважды лауреат Нобелевской премии была упомянута как помощница своего мужа!
[10] , учебники литературы за 7-9 классы не содержат ни одного упоминания о женщинах-писательницах и поэтах. В учебнике А.С.Батуевым, Л.В.Соколовой и М.Г.Левитиным "Человек. Основы физиологии и психологии" (1998) для девятого класса школ на рис. 60 показан общий вид мышечной системы человека, а на рис.72 -изменение пропорций тела в процессе созревания. Оба рисунка изображают тело человека мужского пола. Изображение женского тела присутствует лишь в разрезе половой системы на рис.66. Этот же учебник предлагает следующие примеры одаренности в параграфе "Развитие способностей": Н.А.Римский-Корсаков, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов, С.Т.Аксаков, И.А.Гончаров, А.П.Бородин (С.296). В этом списке одаренных людей, как видим, нет ни одной женщины. Параграф "Волевые качества личности" описывает стремление человека достичь цели, невзирая на препятствия: "Представим, что вы мечтаете стать в будущем летчиком, или моряком, или полярным исследователем. Для того чтобы ваши мечты превратились в реальность, нужно выполнить много условий: хорошо учиться, быть физически развитым, много знать и уметь и т.п. … Воля участвует в формировании многих качеств личности - таких, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, решительность, дисциплинированность и др." (С.301-302). Примеры профессий и упоминание физической силы вызывают ассоциацию с мужским жизненным опытом. Впоследствии авторы учебника заявляют напрямую: "Ответственность, чувство долга, физическая и нравственная сила, смелость, решительность и надежность - эти качества во все времена считались неотъемлемым атрибутом мужчины" (С.319). Тем самым способности к творчеству, науке, вообще к любым достижениям в общественной жизни приписываются мужчинам. В то же время о женщинах речь идет лишь в разделе "Подготовка мальчиков и девочек к семейной жизни". Здесь подробно описывается женское предназначение - "развитие девочки как будущей матери начинается еще с раннего детства; это проявляется в особенностях ее поведения, специфике интересов, выборе игр. Она любит играть в куклы: баюкает их, одевает, купает, возит в коляске, готовит для них еду и устраивает уютное жилище" (там же). Авторам будто бы невдомек, что дети обучаются гендерным ролям на примере взрослых - родителей и знакомых - Значимых и Обобщенных Других.
_ftnref3[3] Ходырева Н. Как проводятся психологические исследования или почему женщины получаются всегда такими непохожими на мужчин?// Все люди - сестры. Санкт-Петербургский центр гендерных проблем. Бюллетень №3, 1994. С.59-67; Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С.119-130.
_ftnref9[9] Wood J.T. Gendered Lives. Communication, Gender, and Culture. Belmont: Wadsworth Publishing Company,1993. P.212.
_ftnref11[11] Defining the Curriculum. Histories and Ethnographies of School Subjects. Lewes: Falmer Press, 1984.
_ftnref12[12] U’Ren M.B. The Image of Women in Textbooks // V.Gornick and B.K.Moran (Eds) Women in Sexist Society: Studies in Power and Powerlessness. New York: New American Library, 1971.
_ftnref13[13] Hall R.M., Sandler B.R. The classroom climate: a chilly one for women? Washington, DC: Association of American Colleges, Project on the Status and Education of Women, 1982.